Рынок грузоперевозок

В марте 2013 года «Консалтинговая группа «Беспалов и Партнеры» провела исследование российского рынка сборных грузоперевозок, включая полевое исследование по данному рынку в Санкт-Петербурге.

Внутренний рынок грузоперевозок, в частности и сборных, переживает этап восстановления. В 2012 г. рост объема грузоперевозок автотранспортом объясняется ростом активности малого и среднего бизнеса, преимущественно торгующих предприятий, и увеличением тарифов на железнодорожные перевозки. Так, 2012 год для российского рынка логистических услуг характеризуется высокой ценовой конкуренцией между операторами и провайдерами. Еще одной важной составляющей отраслевого рынка в 2012-2013 гг. является увеличение инвестиций в его инфраструктуру, это не только складские объекты, причалы и контейнерные терминалы, но и подвижной состав, IT-инфраструктура в целом.

В 2012 году продолжился процесс консолидации участников логистического рынка, что в целом характерно для мировых тенденций глобализации экономики. Этот процесс позитивно влияет на качество и прозрачность услуг в отрасли.

По оценкам экспертов объем российского рынка транспортно-экспедиторских услуг составляет порядка 2 млрд. долл. Темпы роста экспедиторского рынка составляют около 7% в год, логистического аутсорсинга – до 30% в год, в то время как на Западе — 3-4%. А объем всего логистического рынка оценивается в 60 млрд долларов.

В региональной структуре РФ перевозок грузов грузовыми автомобилями в 2012 г. лидерами являются Сибирский, Центральный и Приволжский федеральные округа, на СЗФО приходится 9,2%. В структуру грузопотоков доля автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов в 2012 году составила 70%. Ближайший конкурирующий вид транспорта – железные дороги, – занимает 15.

В Санкт-Петербурге динамика объемов коммерческих перевозок грузов по видам транспорта за три квартала 2012 года демонстрирует 4% рост в категории автомобильного транспорта. Общий объем услуг организаций транспорта Санкт-Петербурга по итогам трех кварталов 2012 года составил 227,3 млрд руб. и в действующих ценах вырос на 21,9%. В Ленинградской области объем услуг организаций транспорта составил 61,5 млрд руб. и увеличился на 25,9%.

На сегодняшний день данный рынок сборных грузоперевозок представляет 3% от всех грузоперевозок в РФ и реализуется преимущественно по средствам автотранспорта (в пределах 3 000 тыс. км). Основными экономическими факторами, способствующими развитию данного рынка, является тенденция к снижению транспортных затрат основных клиентов. На сегодняшний день, подавляющее большинство игроков рынка сборных грузоперевозок – отечественные компании с потенциалом более 10% роста ежегодно. Структурно такие компании в основном принадлежат к крупному бизнесу (не менее 50 филиалов-складов по стране), для повышения эффективности и выхода в регионы происходит консолидация с другими небольшими региональными игроками рынка грузоперевозок, в том числе, на предмет обслуживающей (складской) логистической инфраструктуры.

Исходя из полевого и кабинетного исследования, проведенного «Консалтинговой группой «Беспалов и Партнеры» по крупнейшим компаниям Санкт-Петербурга, специализирующимся на сборных грузоперевозках, топ-3 компаний в категории стоимости услуг выглядит следующим образом: 1. Автотрейдинг; 2. Главдоставка; 3.ПЭК. Наибольшей оперативностью по доставке грузов характеризуются: Байкал-Сервис, Деловые линии, Рейл-Континент, ТК Светлана.

Юлия Никулина

Эксперт

К списку экспертов


Другие статьи автора: