Качество консалтинговых услуг и в частности бизнес-планирования довольно непрозрачно для предпринимателей, которые обращаются к консультантам впервые, не только на стадии заключения договора и оформления технического задания, но и на этапе оценки готового результата.

Что должно быть в финансовой части обязательно, а что нужное и важное требуется оговорить дополнительно. Как использовать разработанный документ не только в качестве дополнения кредитного пакета документов. Насколько объективны полученные показатели экономической эффективности и как оценить устойчивость проекта в целом. На эти вопросы мы попытаемся ответить.

Слабое звено

Как правило, самое «слабое звено», это прогноз плана продаж. Оценить его на этапе создания нового бизнеса или направления действительно достаточно сложно и, если это сделано не корректно, никакая точность математики в дальнейших расчетах не поможет выйти на объективные итоговые показатели.

Для производственных компаний верхний порог продаж может быть определен, как максимально возможное производство продукции за период. Варианты развития событий и, соответственно экономической эффективности проекта, в этом случае оцениваются через коэффициенты загрузки производства.

Когда речь идет о торговом предприятии, особенно когда собственного опыта работы в отрасли у инициатора проекта нет, достоверность плана продаж значительно зависит от компетенции разработчиков бизнес-плана. В этом случае одним из самых интересных показателей для заказчика становится точка безубыточности в стоимостном или натуральном выражении. Эта величина достаточно объективно показывает уровень продаж, ниже которого не стоит опускаться, это нижняя граница, ставящая вполне четкие ориентиры по объемам продаж и управлению затратами, по крайней мере, на первоначальном этапе.

 Все течет, все меняется

Бизнес-план фиксирует состояние проекта в одной точке при заданных параметрах. Даже при наличии нескольких сценариев, представляющих собой изменение какого-то одного параметра (объема продаж или цены продукции и т.п.) в заданном диапазоне, трудно представить устойчивость проекта к изменениям условий внешней среды. Даже изменения внутренних параметров непрерывны и после того как Вы вышли из консалтинговой компании с готовым бизнес-планом, каждое такое изменение обесценивает проделанную работу.

Если речь идет о бизнес-плане не столько как об одном из условий получения кредита, сколько о реальном инструменте управления инвестиционным проектом, то очень ценным результатом работы консультантов ставится сама расчетная модель экономики будущего предприятия. Часто заказчики бизнес-планов не используют его. Хотя при минимальных затратах времени на обучение работе в такой модели-программе (пусть даже в формате Excel), она позволит контролировать влияние изменений на конечные результаты и эффективность проекта практически в «режиме реального времени».

Кроме того, разработчики бизнес-планов часто упускают, а заказчики не включают в техническое задание такой раздел экономического анализа проекта, как «Анализ чувствительности показателей экономической эффективности проекта». Он представляет собой матрицу, в которой представлены ключевые показатели эффективности (NPV, срок окупаемости, чистая прибыль и т.п.) и их значения при изменении исходных параметров (цена готовой продукции, себестоимость производства, объем продаж, инвестиционные издержки и т.п.) на +/-10%, 20%, 30% т т.д. Такой раздел бизнес-плана позволяет не только увидеть большую динамику инвестиционного проекта, но и количественно оценить факторы, влияющие на его экономику, выделить приоритеты в их управлении.

Эффективная неэффективность

Показатели экономической эффективности проектов, на которые ориентируются и инвесторы, и кредитные организации, стандартны. Одним из таких ключевых показателей является чистая приведенная стоимость проекта (NPV). Хорош этот показатель тем, что учитывает время, а деньги, как известно, со временем дешевеют.

Но вот как считали NPV для Вашего проекта? Собственно NPV – это накопленная прибыль за период (чаще всего это период прогнозирования) за минусом инвестиций, скорректированная на стоимость денег будущих периодов. Поэтому даже отрицательный NPV – не приговор для Вашего проекта. Возможно, специфика проекта связана с длительными сроками окупаемости и Вы просто не уложились в период прогнозирования, т.е. прибыль от реализации проекта не успела компенсировать инвестиционные затраты за стандартные для такого планирования 3-5 лет.

Кроме того, как бы далеко Вы ни находились от технологии расчета финансовых показателей, именно Вы должны принимать участие в определении NPV. Принимать участие через обозначение ставки дисконтирования – одного из самых неопределенных параметров проекта. По сути ставка дисконтирования – это норма доходности на вложенный капитал, т.е. Ваши личные ожидания относительно нормы доходности как инвестора и инициатора проекта на конкретном рынке.

Даже незначительные изменения ставки дисконтирования на 1-2 п.п. могут привести к трансформации проекта из эффективного в неэффективный и наоборот. Поэтому формальный подход к определению этого показателя увеличивает Ваши риски.

Кроме того, нет жесткого требования к тому, включать проценты по кредиту (в случае их наличия) при расчете NPV или нет. Оба подхода имеют место быть и зависят, например от того, как рассматриваются %: как еще одна статья на оплату такого специфического ресурса как деньги, или как атрибут выбранной схемы финансирования проекта.

Вам дискуссии вокруг финансового анализа ни к чему, но хорошо бы знать, как рассчитывался показатель NPV для Вашего проекта, чтобы не получилось ситуации, когда и NPV положителен, и внутренняя норма доходности (IRR) выше ставки по кредиту, а обслуживать кредит не получается.

Итак, чем больше Вы принимаете участие в процессе создания бизнес-плана Вашего проекта, чем больше вопросов задаете консультантам, тем более прозрачным окажется результат и более объективной будет оценка инвестиционного проекта.