Импортозамещение на рынке консалтинга

Осень 2014 года принесла масштабные изменения на российский рынок консалтинговых и аудиторских услуг. Одно за другим в средствах массовой информации прошли сообщения об отказе государственных компаний от услуг сначала международных консалтинговых фирм, а позже и международных аудиторов.

Консалтинговая компания «Беспалов и партнеры» решила провести собственное исследование и узнать у коллег, какие, по их мнению, последствия будет иметь (и будет ли) попытка ввести политику импортозамещения на рынке консалтинга.

По информации «Коммерсанта» государственные компании и организации взяли «курс на импортозамещение», прекращая сотрудничество с «большой тройкой» консалтеров (McKinsey, Bain, BCG) и «большой четверкой» аудиторов (KPMG, PwC, Deloitte и Ernst and Young). Как сообщил источник газеты, партнер департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов, "существует негласная рекомендация госкомпаниям приостановить работу с международными аудиторами и консультантами".

Учитывая, что в нашей стране «негласные рекомендации» поступающие «сверху», зачастую, исполняются строже законов, можно ожидать, что в ближайшее время госкомпании, а следом за ними и крупные частные предприятия (весьма зависимые от административного ресурса и бюджетных ассигнований) свернут сотрудничество с «неугодными» кремлю фирмами.

Конечно, в ближайшее время на эту тему возникнет множество спекуляций, касательно конкретного источника «негласных рекомендаций» и его мотивов, а также последствий принятых решений. Драматизировать ситуацию, однако, пока рано. Похоже, что спущенные сверху указания касаются, в первую очередь, предприятий ВПК (что не лишено логики). Официальных директив «не пущать» иностранцев к работе на отечественном рынке, похоже, не было. А представители самих компаний, в лучших детективных традициях, все отрицают, заявляя в СМИ, что решения приняты независимо и без политической подоплеки. И, естественно, подогревают тем самым конспирологические подозрения. Хотя, возможно, главная причина сложившейся ситуации банальна: многие госкомпании отрезаны сейчас от внешних заимствований и в сложной финансовой обстановке не хотят переплачивать именитым иностранным специалистам.

Мы решили узнать у представителей отечественных консалтинговых фирм, повлияет ли уход иностранных компаний на рынок в целом. Ответы получили разные, часто полярные. Приводить их все нет физической возможности, поэтому вот только некоторые, наиболее типичные или развернутые.

«Гортис». Санкт-Петербург:

Компании «большой тройки», вероятно, не делают погоды в российском консалтинге.

«ТриЛан». Москва:

Думаю, что это коснется всех, но не все иностранные партнеры уйдут. Я думаю, многие из них будут к нам заходить как азиатские партнеры. Рынок это, безусловно, изменит сильно. После их ухода 90% процентов рынка заберут крупные консалтеры. После ухода «большой тройки», у многих будет желание подхватить бесхозных клиентов, так что рынок обещает быть активным и интересным.

«Оргпром».Санкт-Петербург:

Полагаю, что снижение доли рынка иностранных консалтинговых компаний (где учредители - нерезиденты) будет иметь место. На этой же основе полагаю, что многие патриотически настроенные собственники также снизят свои запросы иностранцам. Но при этом и госпредприятия, и эти патриоты будут искать эффективных консультантов, услуги которых дают устойчивый эффект.

И в этой связи предполагаю, что будет расти доля рынка отечественных консультантов, которые оказывают полный спектр услуг в области именно РПС и УРБС - как концепций, наиболее результативных в обеспечении конкурентоспособности и более устойчивых по закреплению этих результатов.

«Консалтинг Роста». Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Челябинск, Пенза:

Уход Big3 на рынке пройдет незаметно. Big3 оказывают ощутимое влияние только на сегмент рынка консалтинговых услуг, ориентированный на госкорпорации и национальные холдинги (в вопросах стратегического консультирования, экспортных стратегий, услуг в области финансового аудита). Но это трудно назвать рынком, тк в эти проекты попасть «рыночным» консультантам практически невозможно (исполнитель часто известен заранее).
Малый и средний бизнес практические не работает с Big3, кроме случаев, когда это элемент пиара и желания собственников показать свою значимость и возможности для рынка/конкурентов/коллег по цеху. Теперь таких примеров будет меньше, тк переплачивать в 5-10 раз за услуги соизмеримого с российскими консультантами качества будет в сложившейся экономической ситуации непросто.

Соотношение «качество и профессионализм / стоимость услуг» Big3 в России давно вызывают серьезные сомнения. 20 лет назад они принесли в Россию опыт и методики международного профессионального консалтинга. Сейчас на рынке консалтинга сотни выходцев из Big3, которые используют данный опыт и существенно его адаптировали и улучшили под российские реалии.

В России достаточно крупных консалтинговых компаний, приближенных к власти, которые легко заменят Big3. Кое-кому будет обидно, что с возможным уходом Big3 будет труднее хвалиться опытом работы у них и указывать в документах и отчетах такой привлекательный и статусный элемент, как «разработано кем-то из Big3».

Консалтинг-Центр «ШАГ». Москва:

Есть ли тема импортозамещения в консалтинге? Нам кажется этот вопрос достаточно простым, а ответ на него достаточно очевидным.

Работа иностранных консалтинговых компаний и иностранных экспертов была сильно востребована еще в 90-хх годах. В то время веры своим консультантам было мало, да это и понятно: такого опыта ни у кого еще не было. К тому же играл небезивестный тезис о том, что нет пророка в своем Отечестве.

За прошедшие 20 лет мы точно можем сказать, в чем оказались успешны западные консультанты и эксперты, а где преимущество отечественных профессионалов совершенно неоспоримо. Все, что касается требований международного аудита или стратегий международных компаний, традиционно было и, по-видимому, останется в сфере оказания услуг западным консалтинговыми компаниями. Еще одной сферой, где сегодня позиции западных профессионалов значительно сильнее, является сфера технологического и производственного консалтинга. Зарубежные эксперты могут привнести лучшие практики и мировой опыт для оптимизации рабочих процессов.

И именно по этим трем направлениям (международный аудит, стратегии развития международных компаний и технологическая экспертиза) проходит граница в компетенциях западных и российских консультантов.

Все остальное задачи сегодня успешно реализуют российские консалтинговые компании. Они не только проводят аудит по российским и международным стандартам, не только разрабатывают стратегии развития российского бизнеса, но и делают то, что ни в коей мере не получается у западных профессионалов - работают с внедрением организационных изменений в реальную практику работы российских компаний. Ведь любая (самая современная экспертиза и рекомендация) остается лишь рекомендацией, если не осуществлен огромный комплекс мероприятий по ее адаптации и внедрению. При этом всем практикам очевидно, любое внедрение опирается на понимание культуры и менталитета страны, корпоративную культуру организации. И, так же самонадеянно полагать, что российские консультанты могут с легкостью проводить подобные работы в иных (например, в китайской или индонезийской)культурах.Какпоказывает опыт наблюдений за эффективностью западных специалистов, они (за редким исключением) не в состоянии обеспечить достижение результатов в российской культурной среде.

За 20 лет нашей практики мы успели столкнуться с западными экспертами в разных сферах бизнеса и увидели, что лучшие результаты они могут давать как рекомендатели решений (например: в области категорийного управления товаром), но оказываются бессильными в построении системы мотивации или организационной структуры розничного бизнеса.

Подытоживая можем сказать, что импортзамещение в консалтинге, безусловно, будет иметь место. И, разумеется, не только для госзаказов, но и для частного бизнеса. И у рынка российского консалтинга есть огромные возможности для роста. В нашей стране уже 6 лет работает Ассоциация Российских Консалтинговых Компаний (АСКОНКО), обращение в которую гарантирует нахождение реальных профессионалов консалтингового бизнеса, готовых решать любые задачи развивающейся компании.

Исходя из полученных мнений коллег и собственного опыта работы консалтинговой группы «Беспалов и партнеры», можно, как мне кажется, сделать следующие выводы:

1. Крупные международные консалтинговые фирмы сегодня не являются «локомотивами» на отечественном рынке. Свои знания и методики они передали появившимся за последние 20 лет в достаточном количестве российским консалтерам, которые сейчас обладают не меньшим (а часто и большим) опытом и знаниями, во всяком случае, в российских экономических реалиях.

2. По существу, единственным (хотя и значительным) конкурентным преимуществом консультантов «большой тройки» является их международный статус. По словам некоторых представителей крупных отечественных предприятий, они отдали бы предпочтение российским консалтинговым агентствам, если бы те обладали известностью и авторитетом международных тяжеловесов (так как качество работы отечественных специалистов ничуть не хуже, знание законов местного рынка, зачастую, лучше, а расценки в разы и на порядки ниже).

3. Большие международные агентства были сосредоточены на работе с крупнейшими корпорациями и предприятиями страны, поэтому малый и средний бизнес попросту не заметит их ухода. А освободившуюся нишу займут те, кто давно этого ждал. Я имею в виду ассоциированные структуры отечественных консалтинговых фирм (так как по отдельности компании, в основном, не достаточно крупны, чтобы «поднять» действительно серьезных клиентов). Одной из таких ассоциаций, очевидно, станет АСКОНКО, которая уже начала процесс создания бренда и планирует участие в торгах на правах ассоциированного члена.