Бизнес-план как он есть

Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм. Но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Бизнес-план предназначен для доведения деловой информации до всех заинтересованных участников инвестиционного проекта: потенциальных инвесторов и кредиторов, экспертов, местной администрации и т.д.

Чаще всего, бизнес-план используют для обоснования долгосрочных инвестиционных решений, связанных с мобилизацией внешних источников финансирования.

Можно выделить три основные цели написания бизнес-плана:

  • Понять самому, имеет ли смысл вкладывать свои деньги? Какова будет вероятность успеха? Стоит ли вообще браться за данный проект?
  • Привлечь деньги. Какие деньги привлекать в проект – кредит или инвестиции? Каковы условия получения денег и отдача на вложенный капитал?
  • Сделать план работы для себя или персонала по разрабатываемому проекту.

Бизнес-план выполняет следующие основные функции, а именно:

  • является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  • может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  • является инструментом добывания финансовых ресурсов;
  • представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес-план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.

Выделяют два основных подхода к бизнес-плану: с точки зрения руководства и учредителей предприятия бизнес-план – это, прежде всего, «руководство к действию», а с точки зрения инвестора – инструмент, позволяющий выбрать наиболее эффективный способ инвестирования. Еще одним немаловажным предназначением бизнес-плана является возможность получения государственной поддержки и бюджетного финансирования.

Следует отметить, что в современных условиях бизнес-план все чаще используют как основу корпоративного управления, тогда как раньше он выступал только в роли привлечения инвестиций. Для развития бизнеса у российских организаций зачастую не хватает собственных ресурсов, и они вынуждены привлекать их извне. В таких случаях бизнес-план служит для демонстрации эффективности вложений инвестиций или обоснования возможностей получения кредита как банковского, так и у государственных органов власти.

В принципе, такого юридического документа как бизнес-план в природе не существует. Формально, это «пояснительная записка» в свободной форме на заданную тему (чаще всего – «дядя, дай денег»). Тем не менее, многолетняя практика общения кредиторов и заемщиков выработала достаточно жесткий перечень вопросов, которые требуется отразить в бизнес-плане для того, чтобы убедительно доказать этому самому «дяде», что деньги надо дать только и именно Вам.

В зависимости от целей и задач, которые решаются при создании бизнес-плана, структура может корректироваться, но, тем не менее, можно выделить некий «костяк» вопросов, которые и составляют основу структуры данного документа.

Ниже мы приводим основные пункты стандартного бизнес-плана.

Титульный лист

Резюме
( В резюме выводятся ключевые моменты всех разделов бизнес - плана )

О компании
В разделе «о компании» приводятся данные об инициаторах проекта , команде проекта , преимуществах и опыте данной компании в разрезе предлагаемого проекта

Идея проекта / описание продукта / услуги
Описывается ключевая идея проекта или товар / услуга , предлагаемые в бизнес - плане . Ключевые характеристики , преимущества по сравнению с аналогами .

Маркетинговая часть
1. Рынок . Рыночные тенденции , тренды . Целевая аудитория . Сегментация рынка . Риски рынка .
2. Конкурентное окружение . Конкурентный анализ , конкурентное преимущество .
3. SWOT- анализ .
4. Маркетинговый план . Методы и технологии продвижения продукции / услуг . План продвижения .

Бюджет маркетинга .

Производственный план
1. Технология производства
2. Необходимые мощности
3. Необходимый персонал
4. Описание ключевых бизнес - процессов
5. План производства
6. Инвестиции в производство
7. Производственный бюджет

Организационный план
1. Организационная структура
2. Особенности управления
3. Административный персонал
4. План организации проекта
5. Календарный план - график

Юридическое окружение
1. Особенности сферы деятельности , нормативное регулирование
2. Вопросы лицензирования , патентования
3. Налоговое окружение

Финансовый план
1. Исходные данные
2. Предпосылки и допущения
3. Методика расчетов
4. Бюджет реализации
5. Бюджет маркетинга
6. Себестоимость
7. Затраты на персонал
8. Бюджет инвестиций
9. Движение денежных средств
10. Финансовые результаты ( показатели эффективности проекта )

Риски
Анализ рисков и предложения по их минимизации

Приложения